Учитель физической культуры – профессия особенная. Еще в школе я твердо решила стать учителем физической культуры, и вот уже двадцать второй год я работаю учительницей физкультуры. С 24 лет вся моя жизнь связана с этой профессией, которую очень люблю и не представляю себя в другом качестве. Думаю, что моя специальность одна из самых нужных и востребованных.
Мне нравится работать в гимназии с одаренными детьми, высококвалифицированными учителями, требовательными родителями и в хорошо оснащенной материально-технической базе школы. Избрав свою профессию, я раз и навсегда поставила цель: я отвечаю за здоровье детей, за их физическое, духовное, нравственное развитие.
Мониторинг состояния здоровья в Таттинской гимназии показали, что наиболее распространенными болезнями среди учащихся являются болезни органов дыхания, нарушения зрения. Если при этом учесть наши сельские условия: низкую температуру школьных помещений, слабую освещенность учебных кабинетов, отсутствие теплых туалетов, неполноценное питание в школе, то практически здоровых детей крайне мало. Все это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
В этой сложной ситуации что может сделать школа и учитель? Я не могу повлиять на изменение, улучшение условий образовательной среды, но я могу через уроки, занятия спортом, взаимодействие с семьей помочь укреплению и сохранению здоровья детей. Я убеждена, что творческий подход к работе, а именно, разработка и реализация образовательных здоровьесберегающих программ, проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий могут реально помочь не только физическому, но и духовному становлению ребенка.
Почему мне близка эта тема? С самого начала педагогической деятельности появилась убежденность, что именно спорт помогает воспитанию характера, воли, личности ребенка. Физическая культура и спорт оказывают всестороннее воздействие на учащихся. Для многих физкультурно-спортивная деятельность – единственная возможность восстановления здоровья, преодоления уже имеющихся отклонений от норм физического развития. Учитель воспитывает учащихся в духе преодоления трудностей, ведет их по пути «от простого к сложному», от изученного к неизученному, т.е., все время создает учащимися систему перспективных направлений в стремлении к самосовершенствованию. На мой взгляд, спорт помогает сохранять собственное достоинство, быть сильным, порождает желание стать востребованным в обществе. Некоторые считают: подумаешь, побегали, попрыгали, подышали, очки, секунды – все это не таит в себе никаких широких знаний и умений, а я стараюсь давать на уроке и во время спортивной тренировки чувственно-конкретное представление о красоте человеческого тела и удивительных возможностях организма.
Между тем, здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея крепкий организм, совершенствуя свой физический потенциал, можно добиться больших успехов. Я думаю, одним из важнейших составляющих физического воспитания школьников является двигательная активность. Как показывает мой опыт, при хороших материально-технических условиях и в правильно организованной системе физического воспитания можно добиться неплохих результатов. Поэтому я работаю по теме: «Формирование компетенций личностного самосовершенствования учащихся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности». Теоретической основой моей деятельности является методика Границкой А.С. по адаптивной системе обучения. В результате обобщения многолетнего опыта работы, проводимого мониторинга по определению физической подготовленности учащихся, я разработала дифференцированные нормативы по всем разделам учебной программы в 5-6 и 10-11 классах по половозрастному признаку. Большое внимание уделяю общей и специальной физической подготовке учащихся, использую национальные виды спорта как средство развития скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости и координации. С 1993 года ведем отслеживание результатов отдельных учеников, командных результатов по видам спорта, успеваемости, участия в соревнованиях.
Проводимые на базе гимназии улусные, зональные и республиканские соревнования по таким видам спорта как: волейбол, вольная борьба, шахматы, легкая атлетика и другие, позволяют растущему поколению преодолеть себя в спорте через постоянные тренировки, самоутвердиться как личности. С 2003 года ежегодно проходят соревнования по якутским национальным прыжкам на призы наших именитых мастеров – Г.Г. Григорьева, А.А. Неустроева, А.П. Тарабукина. Готовясь к таким ежегодным традиционным соревнованиям, учащиеся постоянно находятся в хорошей спортивной форме, что, несомненно, оказывает положительное влияние и при поступлении в различные учебные заведения, и при прохождении воинской службы. Кроме этого, как показывает многолетний опыт, занимающиеся именно национальными прыжками ребята успешно занимаются и добиваются неплохих результатов и по другим видам спорта. Правильным выбором направления работы являются успешные выступления учащихся на различных соревнованиях. Так, по итогам улусной комплексной спартакиады школьников по 14 видам спорта, гимназия с 1993 года участвует и показывает неплохие результаты среди 17 школ улуса.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию, самоподдержку, саморазвитие.
В результате применения данной методики работы повысилась посещаемость уроков, появился интерес для получения отличных и хороших результатов, сократилось количество освобожденных по состоянию здоровья от уроков физкультуры учеников, увеличивается число желающих заниматься в спортивных секциях, возросла конкуренция за вхождение в состав сборной команды гимназии по всем видам спорта.
Также среди обучающихся организовываю работу актива среди спортсменов, провожу профориентационную работу, результатом которых явились поступления выпускников гимназии в ВУЗы по профилю.
Внеурочные занятия проводим по общешкольному плану гимназии. Так, каждый четверг проводятся соревнования между классами в зачет комплексной спартакиады по трем возрастным группам. По итогам соревнований в конце учебного года выявляются победители, которые награждаются переходящим кубком и путевками на выезды в интересные и памятные места республики и улуса. Традиционные мероприятия, такие как общешкольные лыжный десант «Тропы мужества», велопробег «Никто не забыт, ничто не забыто», туризм, утренние пробежки способствуют пропаганде здорового образа жизни.
Ключевые образовательные компетенции позволяют выстроить структуру личностного самосовершенствования, умение вырабатывать и закреплять позитивные привычки, регулировать и контролировать свое поведение, создавать ситуацию успеха в повседневной жизни, планировать и организовывать деятельность, постоянно совершенствовать в себе положительные личностные качества, заниматься ежедневной физической культурой, совершенствованием своего тела и духа. |